Jaguar XJ II Х308 с пробегом: люк – убийца кузова, хитрый дроссель и хороший салон

Jaguar XJ II Х308 с пробегом: люк – убийца кузова, хитрый дроссель и хороший салон

Jaguar XJ II Х308 с пробегом: люк – убийца кузова, хитрый дроссель и хороший салон

Проще всего понять, что перед вами 8-цилиндровый Jaguar XJ серии X308, а не его 6-цилиндровый предок X300 (1994-1997 г. в.), по овальным поворотникам спереди и бело-красным фонарям сзади. По сути, это очередной фейслифтинг модели XJ40 аж 1986 года выпуска, многократно усовершенствованной и улучшенной. Так что не удивительно, что они похожи. Интересно, что следующее поколение X350 образца 2003 года и близко по технике, и выполнено практически в том же дизайне, что одобрил сэр Лайонс для Х300. На первый взгляд X350 немного отличается лишь бамперами и оптикой, хотя на самом деле кузов тут полностью новый. И это далеко не единственные странности XJ, но сегодня мы поговорим не о них, а о последней итерации машины условного второго поколения.

Техника
Классический стальной кузов имеет непривычные для этого класса пропорции. Он ниже, чем у третьей серии BMW тех лет, но достаточно широкий и длинный. Стилистически и философски XJ – предок современных “четырехдверных купе”.

Традиционно есть исполнение с длинной базой. Обычный “короткий” кузов – это 5024 мм, а “длинный”- 5148 мм. Эти 12 сантиметров разницы приходятся на заднюю часть салона. Высота короткой модели со спортивной подвеской – 1315 мм. Для сравнения, даже у BMW M3 в кузове E46 кузов выше, 1372 мм.

Конструкция кузова архаична насколько, что он не был передовым даже в 80-х, когда вышла машина в кузове XJ40. В сравнении с кузовами BMW E36 или Mercedes-Benz W124 он выглядит гостем из еще более древних времен. А уж на фоне многих автомобилей выпуска 1997 года, когда вышел Х308, он смотрится святой древностью: куча усилителей, латок, сложные формы элементов и много-много сварки. Все это приправлено, с одной стороны, хорошей обработкой кузова, а с другой – совершенно никудышными гидроизоляцией и возможностями обслуживания.

Наверное, англичане предполагали, что у машины будут персональные шофер, механик и гараж (или каретный сарай, сухой и удобный). Ну или что она будет возить кого-то в песках Эмиратов. О мокрой и снежной Москве точно не думали, как и о парковке во дворе.

Компоновка тут классическая: мотор расположен спереди продольно, привод – на задние колеса. Коробки только автоматические: пятиступенчатые ZF серии 5HP или Mercedes 722.6 W5A580. Подвески спереди и сзади двухрычажные. В задней подвеске традиционная для компании схема с использованием привода как верхнего рычага подвески и подшипником вместо сайлентблоков. В качестве опции предлагалась система CATS – электронноуправляемые амортизаторы с рабочей жидкостью переменной вязкости и возможностью автоматической корректировки положения кузова.

Моторы новой линейки AJ-V8 разрабатывались Jaguar с конца 80-х, но в итоге были переработаны с учетом требований компании Ford, которая приобрела Jaguar в 1990 году. Моторы V6 в итоге получили фордовский блок цилиндров, а V8 остались практически в том виде, в котором задумывались. На X308 ставили двигатели V8 серий AJ26 с никасиловым блоком и двухступенчатым фазорегулятором, а также компрессорные AJ26S без фазорегулятора. С 1998-1999 годов моторы заменили на обновленные, серии AJ27/27S, с чугунными гильзами, бесступенчатым регулированием фаз, новыми дросселем и маслонасосом.

Электросистема – наследник странной электрики 1986 года, с мультиплексными шинами для звука и мотора и параллельно огромными колодками проводов в стиле ВАЗ-2101. Иными словами, очень современно для 1986 года и архаично для двухтысячных. Количество опций сравнительно невелико, даже электроскладываемые зеркала с затемнением и блоком памяти на этом поколении – принадлежность очень дорогих комплектаций, а мультимедийная система считалась не особенно продвинутой даже в момент выхода. Впрочем, на качество звука жалоб было немного.

Хронология
Октябрь 1986 года. На Британском международном автосалоне публике представлен Jaguar XJ40, родоначальник серии.

Октябрь 1994 года. На Парижском автосалоне показана следующая ступень развития серии – XJ в кузове X300. От него поколение X308 унаследует дизайн кузова и многие внутренние элементы.

Октябрь 1997 года. Выходит в свет машина в кузове Х308. Радикально обновился салон, полностью избавившись от наследия XJ40, а вот дизайн кузова сохранен. Двигатели – исключительно V8 серии AJ-V8: атмосферные 3,2 и 4,0. л (240 и 290 л.с.), а также 4,0 с компрессором (370 л.с.). Все двигатели комплектуются 5-ступенчатыми АКП, но атмосферные – коробками ZF 5HP24, а на компрессорную поставили коробку от Mercedes, W5A580, более известную по названию серии — 722.6.

Осень 1998 года. Безнаддувные моторы 3,2 и 4,0 серии AJ26 заменили на модернизированные серии AJ27, наддувный AJ26S — на AJ27S в течение следующего года. Новая серия моторов отличается чугунными гильзами и другими изменениями. Наддувные двигатели этого периода могут иметь компоненты моторов 27-й серии и имеют неофициальное обозначение 26.5.

Май 2003 года. Производство модели свернуто.

Кузов
Внешние панели
Из всех внешних панелей алюминиевых тут всего три: капот и передние крылья. Остальные детали – из обычной оцинкованной стали. И, к сожалению, кузов тут требует тщательного ухода. В идеале, машина должна стоять в сухом гараже, а кузов проходить ежегодный тщательный осмотр. В общем, это не вариант на каждый день, если только вы не эксцентричный миллиардер (да и тогда лучше присмотреться к Х350 с алюминиевым кузовом). В редкости модели есть и дополнительный плюс: историю многих экземпляров можно проследить далеко в прошлое, особенно если это малотиражные и дорогие варианты вроде XJR.

Большинство из того десятка машин, что сейчас есть в продаже – со следами кузовного ремонта разного качества. Среди экземпляров до миллиона идеальный вы точно не найдете. Из вариантов подороже может попасться отличный: машина давно стала культовой и часто с нежностью эксплуатируется состоятельными фанатами. Но жаловаться на легкий разнотон и тем более на разную толщину ЛКП бессмысленно: машины покрашены с высокой долей ручного труда, особенно дорогие версии Daimler и Vanden Plas. У них многослойные покрытия, тут обычные методы инструментальной оценки качества кузова не очень применимы. Не забывайте об ультрафиолетовых фонарях и светофильтрах для оценки оригинальности покрытия, если вас это волнует. А лучше обращайтесь к профессионалам, которые занимаются такими машинами постоянно.

При проверке состояния кузова осматривайте пороги, арки, двери на предмет ремонтов, вздутий и сколов. Не ленитесь заглядывать в любую щель. Самые проблемные места достаточно типичны: это колесные арки, стык порога и усилителя снизу, полка порога под уплотнителем двери в задней части, на стыке с задней аркой, нижняя часть дверей и задняя панель с крышкой багажника. Передняя кромка крыши почти не повреждается, но рекомендуется проверять всю рамку лобового стекла, вздутия под молдингом и особенно в нижней части над моторным щитом, плюс в зоне крыши вокруг люка.